alibek_tai (alibek_tai) wrote,
alibek_tai
alibek_tai

Category:

Цикл статей по системному подходу

Методика прикладного системного анализа. Фаза Идентификация и Диагностика проблемы


По личным наблюдениям могу уверенно отметить, что современная динамика жизнедеятельности людей не особо располагает к применению мощнейшего аппарата системного анализа и общей теории систем для решения проблем любой природы. В попытках реанимировать интерес современных системных аналитиков (да и впрочем свой тоже) к этому запылившемуся, но очень эффективному инструменту начинаю цикл статей с описанием собственной интерпретации методологии изученной по различным материалам — классическим книгам (описывающие теоретико-практические аспекты системного подхода), учебно-методическим пособиям и собственному опыту. Начнем с первичных этапов прикладного системного анализа, а именно для фазы идентификации и диагностики проблемы целесообразно придерживаться следующих этапов:


 1. Идентифицировать проблему, описав её максимально исчерпывающе словесно, с отражением ключевых участников и обобщенных последствий.



2. Определения класса системы. После идентификации проблемы должно стать очевидным в системе какого класса она возникла. Класс может быть один из следующих - организационно-техническая система, техническая система, социальная система, целеустремленная система (человек), абстрактная система. Данный этап важен для выбора будущего спектра решений. Для каждого из вышеописанных классов систем существует огромный комплекс  научно-методических материалов, изучение которых позволит лучше осознать саму проблему, особенности функционирования и модель системы в которой она возникла, но и безусловно подобрать оптимальные решение при заданных ограничениях и природы класса системы.


3. Системное масштабирование проблемы. Определения границ влияния проблемы - в частности на какие уровни иерархии системы наблюдается импакт. Для этого этапа характерно рассмотрение влияния проблемы с точки зрения одного из важнейших статических свойств систем — целостность. Например «частичное» решение проблемы в пределах только ограниченного количества уровней, пренебрегая при этом остальными уровнями на которые она влияет не желательно.  За исключением случаев когда на решения налагаются определенные ограничения не позволяющие решить проблему комплексно. «Скрытие мусора под ковром в целом не сделает помещение чище, но создаст временную визуальную иллюзию чистоты». 


4. Выделить ключевые точки зрения участников проблемной ситуации. В рамках данного этапа требуется не только выяснить и формализовать отношение участника или группы к проблеме, но и зафиксировать глоссарий используемых участниками, понятий и терминов. Возможны ситуации когда несовпадения используемых участниками терминологий может создать дополнительные проблемы или усложнить решения исходной проблемы.


5. Поиск фатальных ограничений (критериев ограничивающих число альтернатив решений). Под фатальным подразумевается такое ограничение проблемной ситуации,  которое делает невозможным её решение при прочих принятых ограничениях. Если таковое ограничение найдено, то основная задача системного аналитика  должна быть нацелена на снятие подобного ограничения.


6. Классифицировать проблему с точки зрения сложности - жесткая или мягкая. Если проблема жесткая, то обязательно применить строго формализованный (вероятно даже математический) аппарат для выработки оптимального решения. Если проблема мягкая, то решение строиться на базе экспертных оценок, рационализации, практического опыта и «здравого смысла» (common sence).




Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments